Отзывы

…Реагирует Хургин только на музыку. Потому что она – главное. Ее он любит. Она –его дело, его душа. И он отдает ей свою душу. Остальное лишь побочная партия. Подвижничество? Может быть. Но без него…искусству не продержаться.

…Саша мне объяснил так: все зависит от звука. Звук может быть крепким, профессиональным, а тон - плохим. Потому что звучит не инструмент, звучит душа. И если оркестр невелик, то слышно каждого. Все прозрачно…

Саша особенности каждого своего музыканта знает наизусть. И за этим знанием – огромная интеллектуальная работа.

Галина Мумрикова. «Чистейшего звука высокая власть…» («Народная газета» 30 марта 1996 г.)

Под одной из фотографий Давида Ойстраха читаю: «Замечательному, редкому таланту, моей гениальной Белочке желаю великого будущего». Сбылось ли напутствие Учителя?

В прошлом концертном сезоне Изабелла Петросян отметила… двадцать лет преподавания в гамбургской Высшей школе музыки. Для немецкой аудитории скрипачка подготовила две по-своему уникальные концертные программы, подтвердившие ее приверженность русской школе, интерес к музыке ХХ века.

Эти концерты стали явлением в музыкальной жизни Гамбурга: прозвучали сочинения… незаслуженно забытые и совсем новые, что нашло живейший отклик у публики.

…философской углубленностью выделилась Соната для скрипки и виолончели А. Хургина, где автору удалось добиться в однородном ансамбле не только гибкого диалога, но и почти оркестровой полнозвучности.

Екатерина Тараканова. «Портрет современника. Знакомьтесь: Изабелла Петросян» («Российский музыкант» сентябрь 1996 г.)

…Новый, невиданный до сего времени проект российского клавесиниста Александра Майкапара: в цикле из четырех вечеров прозвучат все концерты Баха для одного, двух, трех и четырех клавесинов с оркестром.

Клавесин вообще редкий инструмент. А собрать в одном месте четыре клавесина да плюс к ним клавесинистов – это и вовсе делает данный проект уникальным.

На первом выступлении, которое состоится 29 сентября в Музыкальной гостиной дома Шуваловой (ул. Поварская, 30), прозвучат концерты для одного и двух клавесинов с оркестром в исполнении Александра Майкапара, профессора Российской академии музыки Веры Носиной и камерного оркестра «Cantus firmus» под управлением Александра Хургина.

Елена Москаленко. «…И заиграет клавесин» («Работа и досуг» 25 сентября - 2 октября 1997 г.)

«Музыкальная осень» в Тольятти близится к своему завершению. Впереди осталось совсем немного концертов, один из которых –концерт московского камерного оркестра «Cantus firmus» (художественный руководитель – скрипач, дирижер и композитор Александр Хургин).

С музыкантами симфонического оркестра Тольяттинской филармонии у московского оркестра сложились многолетние и прочные творческие связи. В свой последний приезд в наш город «Cantus firmus» исполнил сочинение И.С.Баха «Семь последних слов Христа…»

На этот раз в рамках фестиваля «Тольяттинская музыкальная осень» прозвучат Сюита № 2 И.С.Баха (солист Тольяттинской филармонии флейтист Павел Игонин) и цикл «Все концерты И.С.Баха для клавесина с оркестром». Солист пианист и органист Александр Майкапар.

Елена Семенова. «Музыкальная осень» (TV – press НЕДЕЛЯ, Тольяттинский выпуск, 9 ноября 1997 г.)

В уникальном дворцово-парковом ансамбле конца ХVIII века – Московском музее-усадьбе Останкино в течение трех месяцев проходил традиционный музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны».

Главной целью фестиваля является возрождение музыки русских, итальянских, французских, немецких композиторов, когда-то прославленных и часто исполняемых на сцене крепостного театра Шереметева.

…Для участия в фестивале привлекаются музыканты, которым близка старинная музыка и которые стремятся открыть слушателям ее прекрасные, но малоизвестные образы.

Программы концертов были разнообразны и охватывали широкий диапазон композиторского творчества. Камерный оркестр «Cantus firmus» (художественный руководитель Александр Хургин) включил в свои концерты произведения И.С.Баха и П.Чайковского…

«Музыкальное обозрение», октябрь 1998 г.

Серьезным, трагическим сочинением называют сонаты Йозефа Гайдна «Семь последних слов Иисуса Христа». Для столичных меломанов они прозвучали в Болгарском культурно-информационном центре. Александр Хургин вдохновенно дирижировал оркестром «Cantus firmus». Текст читал Александр Разин, артист Камерного русско-болгарского театра, действующего при Центре.

«Семь слов Христа». («Дипломат», издание ГУ по обслуживанию дипкорпуса при МИД РФ, май 1999 г.)

В течение трех месяцев – с 12 июня по 5 сентября – в Музее-усадьбе Останкино проходил традиционный музыкальный фестиваль.

В Останкинском театре и Египетском павильоне состоялись 48 концертов и спектаклей, в которых приняли участие 20 коллективов и 15 солистов-инструменталистов и вокалистов.

Среди них были и постоянные участники фестиваля: Камерный оркестр «Cantus firmus» (руководитель и дирижер А. Хургин)...

Организаторы «Шереметевских сезонов» остались верны традиционной идее: возрождение и пропаганда произведений русских и зарубежных композиторов ХVII-XVIII веков.

Елизавета Дюкина. «Шереметевские сезоны» («Музыкальное обозрение» 10, октябрь 1999 г.)

«Все краски осени, все краски музыки» - таков девиз традиционного фестиваля, начавшегося в Музее-усадьбе Архангельское.

Фестиваль, получивший название «Осенний дивертисмент», открылся концертом из произведений Вивальди в исполнении камерного оркестра «Cantus firmus» под руководством Александра Хургина.

Игорь Векслер. «Осенний дивертисмент» («Культура» № 31, 1999 г.)

Популярность итальянского композитора Антонио Вивальди у россиян чрезвычайно велика. И поэтому камерный оркестр «Кантус фирмус» из Москвы, привезший программу произведений Вивальди, собрал в Концертном зале весьма солидное количество зрителей.

Оркестр открыл выступление маленькой симфонией № 1 до-мажор. Далее все первое отделение с оркестром играл на флейте народный артист России, лауреат Государственной премии, профессор Александр Корнеев. Особое впечатление на слушателей произвели неизвестные широкой публике сочинения Вивальди для флейты с оркестром: «Буря на море» и «Щегленок».

Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Хургин показался мне самым улыбчивым из всех дирижеров, каких мне только приходилось видеть. Разумеется, дирижер – одна из серьезнейших в мире профессий. Но почему бы иногда и не приободрить музыкантов улыбкой?..

Второе отделение было целиком посвящено известному циклу Вивальди «Времена года». К пьесам «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» композитор написал четыре сонета, чтением их художественный руководитель предварял исполнение. Александр Львович оставил пульт дирижера, взял в руки скрипку и занял не менее почетное место солиста…

Ольга Щавелева. «Публика затаила дыхание» (г.Калуга, «Знамя» 4 ноября 1999 г.)

Тольяттинский симфонический оркестр впервые выступил в Москве – на фестивале «Шереметевские сезоны».

Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Алексея Воронцова оркестр исполнил Увертюру к опере «Альцеста» Глюка, «Бранденбургский концерт» № 4 Баха, «Музыку на воде» Генделя, Концерт для скрипки и кларнета с оркестром № 4 Стамица, Концерт для скрипкис оркестром С-dur Гайдна. Солировали В.Ивашковский (кларнет), А.Хургин (руководитель ансамбля «Cantus firmus», скрипка), В.Кудря (флейта).

Идея пригласить тольяттинцев на фестиваль принадлежит Александру Хургину: «Симфонический оркестр Тольятти и ансамбль «Cantus firmus» связывают многие годы сотрудничества.Оба коллектива созданы 10 лет назад. «Cantus firmus» неоднократно выезжал на гастроли в Тольятти , а Алексей Воронцов дважды выступал с нашим ансамблем как дирижер. А вообще мы с Воронцовым дружны с детства: учились в одном классе…»

«Дебют в столице» ((«Музыкальное обозрение» 7-8, июль-август 2000 г.)

Идея проводить фестиваль камерной музыки на Волге родилась 6 лет назад.Именно тогда музыкальный салон 4-х палубного речного теплохода «Николай Чернышевский» стал местом, где зазвучала камерная музыка.

Этим летом состоялся шестой музыкальный фестиваль «В Россию с любовью».

…Очень интересную и разнообразную программу представил слушателям ансамбль солистов Московского Камерного оркестра «Cantus firmus» во главе с художественным руководителем и главным дирижером оркестра, прекрасным скрипачом Александром Хургиным.

«По рекам и озерам России» (круизная компания «Волга-Балт Тур», сентябрь 2000 г.)

Недавно мне довелось побывать на концерте, быть может, самом необычном в моей жизни. Нет, ничего экстравагантного…Напротив. Чинный зал московского Дома композиторов, заполненный публикой, настроенной серьезно и взволнованной ожиданием. На сцене камерный оркестр «Кантус фирмус», известный глубинной трактовкой музыкальной классики XIX-XX веков. Дирижер Александр Хургин – тоже хорошо известный меломанам исполнитель русской и зарубежной классики.

Но вот выходит ведущая и объявляет: «Композитор Крымский. Кантата «Екклесиаст»».

…«Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти…» - скажите, разве это можно петь? Оказывается, да! И великолепный баритон, заслуженный артист России Константин Поплавский отчетливо, тонко и с огромным проникновением доносил до слушателей сложнейший текст…

Древняя поэма характерна неожиданными перепадами чувств; в одной строфе могут соседствовать размышления о смысле бытия и горькая насмешка над пустыми хлопотами честолюбца. «Суета сует, все суета…» Все это создает…непреодолимые трудности прежде всего для композитора, для оркестра и солиста. Однако, слушая кантату, о трудностях не вспоминаешь…

Во втором отделении концерта были исполнены восемь еврейских танцев для камерного оркестра того же автора. Они имеют уже некоторую исполнительскую историю: игрались в залах Москвы и Америки, где заслужили одобрительную рецензию в «Нью-Йорк таймс».

Яков Кумок. «Звучащий «Екклесиаст» («Еврейская газета» № 44, 2000 г.)

В тот вечер в Болгарском культурном центре царила флейта. Концерт посвящен памяти замечательного флейтиста , профессора М.И.Каширского (1924-1990). А солировали ученики Михаила Ивановича и ученики его учеников: Владимир Кудря, его сын Алексей, Сергей Дьяконов, совсем юный Миша Хвостиков.

Что играли они замечательно - это само собой (лауреатство в европейских музыкальных центрах просто так не раздают). Что программа была составлена из очаровательных произведений (Глюк, Моцарт, Вивальди, Бах) – тоже не диво. Что камерный оркестр «Cantus firmus» (художественный руководитель Александр Хургин) был не только хорош сам по себе, но и предельно деликатен, сознавая, у какого инструмента в этот раз приоритет, - никак не удивительно, ибо вполне свойственно этому ансамблю…

Однако есть еще один штрих… Концерт высветил невидимую нить, соединяющую наших музыкантов, тянущуюся от поколения к поколению, не позволяющую прерваться традиции, обеспечивающую высокий уровень мастерства. Я думаю, всякий знает об этой нити или слышал о ней. Но вот воочию увидеть ее, да так явственно, выпадает не часто. И наверное, такое возможно только в камерной обстановке…

Леонид Гвоздев. «Так флейта высветила нить» («Московская правда», 06.02.2001 г.)

14 марта завсегдатаям Московской консерватории была предоставлена редкая возможность: услышать в одном концерте все двойные клавирные концерты Баха и Моцарта. Рахманиновский зал не смог вместить всех желающих – сидели на приставных стульях, на подоконниках, стояли вдоль стен… Впрочем, тесно было не только слушателям, на совсем небольшой сцене Рахманиновского зала два рояля и камерный оркестр разместились не без труда.

Эту необычную программу «изобрела» для своего классного вечера профессор Е.Р.Рихтер (ассистент С. Главатских). Десять ее учеников (половина из них – лауреаты международных конкурсов) вместе с камерным оркестром «Cantus firmus» под управлением дирижера А.Л. Хургина прекрасно справились с очень сложной исполнительской задачей… Серьезность, сосредоточенность и активность солистов воспринял оркестр, который с первого произведения «взял верный тон»…

Самых теплых слов заслуживают оркестр «Cantus firmus» и его руководитель и дирижер Александр Хургин, которые играли с полной отдачей и увлечением.

Ксения Жарко, студентка V курса. «Двойные концерты» («Российский музыкант», № 3 (1202) 2001 г.)

В Новороссийске на базе музыкального училища им. Д.И. Шостаковича прошел первый фестиваль скрипичной музыки. В нем приняли участие 16 музыкальных школ, школ и гимназий искусств новороссийского региона.

Программа фестиваля включала сольные выступления юных музыкантов, было даже представлено большое количество ансамблей, которые в финале объединились в один большой, исполнивший «Марш» С. Прокофьева. А дирижировал этим сводным коллективом гость из Москвы – художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Cantus firmus» Александр Хургин – скрипач, дирижер и композитор.

Кульминацией фестиваля стало выступление камерного оркестра, в состав которого вошли музыканты г.Москвы (оркестр «Cantus firmus») и г.Новороссийска (народный камерный ансамбль «Дивертисмент» музыкального училища им. Д.Д.Шостаковича). Солировали Александр Хургин и Ирина Бреславская. Звучала музыка И.С.Баха, А.Вивальди, Й.Гайдна, Ф.Шуберта. Успех был ошеломляющим – слушатели аплодировали стоя.

Лариса Прасолова. «Слушатели аплодировали стоя» (Новороссийск, «Музыкальное обозрение» № 4, апрель 2001 г.

Пятнадцатый концертный сезон открывает в сентябре Камерный оркестр «Cantus firmus» при Болгарском культурном институте. За годы своей деятельности оркестр принимал активное участие в культурных акциях российско-болгарского сотрудничества. Среди них концерты в Дни национальных праздников Болгарии, в честь приезда президента и премьер-министра, авторский концерт классика болгарской музыки Марина Големинова (он приезжал в Москву в 1992 году).

Исполняя сочинения болгарских композиторов, оркестр открывает для слушателей яркую и самобытную страницу музыкальной культуры, которая в девяностые годы была подзабыта в России. Болгарская музыка – серьезная, философская, затрагивающая основы человеческой жизни по своей сути, лаконичная и афористичная по форме выражения… Пять пьес Марина Големинова – золотой фонд концертного репертуара Оркестра «Cantus firmus».

Култура. «Български Вести», август 2004 г.)

На минувшей неделе в Болгарском культурном центре состоялся концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Михаила Ивановича Каширского, Он был замечательный флейтист и педагог…

Этот концерт – второй на моей памяти. Пять лет назад – как все-таки стремительно летит время! – так же собрались в Болгарском центре ученики Каширского, чтобы играть в мемориальном концерте. И тогда тоже вместе с флейтистами играл камерный оркестр «Cantus firmus» под управлением Александра Хургина. Кстати, оркестровое сопровождение солирующей флейты – дело тонкое, можно сказать, деликатное. Тут едва пережать – все испортить.

Наградой музыкантам были аплодисменты и цветы. Оставив себе аплодисменты, цветы они сложили к портрету учителя…

Леонид Гвоздев. «К божественной флейте приблизив уста» («Московская правда», 18 октября 2004 года)

…так много музыки, о которой мы знаем до обидного мало…Например, камерный оркестр Александра Хургина «Cantus firmus» за последнее время познакомил слушателей с двумя прекрасными болгарскими композиторами ХХ века – Марином Големиновым и Любомиром Пипковым. Сочинения оказались столь же интересными и красивыми, сколь и необычными. (Непривычен даже сам размер музыки, характерный только для Болгарии, - 5/8, 7/8…) Показательно, всякий раз был успех, Приходили на концерты, потому что в программе были Вивальди, Бах, Бриттен. А заодно узнали, услышали, открыли новое для себя.

Просветительство ведь не препятствует наслаждению, верно?

Леонид Гвоздев. «Чернила бы еще не просохли» («Московская правда», 20 октября 2004 года)

23 мая в Московском театре на Малой Бронной состоялся праздничный вечер для ветеранов Великой Отечественной войны, организованный Благотворительным фондом поддержки еврейской культуры «Атиква» и Международным культурным центром им.Соломона Михоэлса.

…На вечере было много музыки: камерный оркестр «Cantus firmus» (художественный руководитель и главный дирижер Александр Хургин) с большим мастерством исполнил «14 еврейских танцев» Салима Крымского…

«Вечер для ветеранов» («Еврейские новости» № 18(138) июнь 2005 г.)

1 февраля в Болгарском культурном центре состоится концерт камерного оркестра «Cantus firmus» под управлением Александра Хургина (скрипка) с участием пианистки Марии Мировской. Этот концерт посвящен памяти нашего коллеги, обозревателя «Московской правды» Леонида Гвоздева, недавно ушедшего из жизни. С этим оркестром его связывали особые дружеские отношения, он бывал на каждом концерте коллектива и всякий раз говорил в редакции: «Как же здорово вчера играли ребята!» Он был влюблен в музыку, особенно любил камерную. Концерт его памяти, по словам Александра Хургина, выстроен так, как любил Леонид. Прозвучит классика – Гендель, Вивальди, Шопен, а также современная музыка. Впервые оркестр исполнит Пять вальсов для скрипки с оркестром Крымского. Как жаль, что наш Гвоздь их не услышит…

Ирина Шведова. «Памяти Леонида Гвоздева» («Московская правда» 30.01.2007 г.)


IT solutions © Авторские права 2007-2022 Московский камерный оркестр «Cantus Firmus»
Разработка и поддержка сайта — WEBAPP